Название кружка поделок

Программа "СУВЕНИР"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративное искусство, художественные ремёсла играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий., ручной труд. Раннее приобщение к практической художественной деятельности ,способствует развитию у них образного мышления и творческого начала ,требующего активности ,

самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсорных навыков : тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук –является важнейшим средством коррекции психического развития младшего школьника.

Приёмы и навыки народного декоративного искусства ,выраженные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснениями , ритмичными порезами и т.д.. .Доступность этих технических приёмов для детей младшего школьного возраста даёт им возможность творчески развиваться.

Особая роль в приобщении детей к народному декоративному творчеству принадлежит тем районам в котором живут и трудятся мастера традиционных художественных промыслов на Калачёвской земле, где не прерывалась живая нить традиций, с древности высоко ценилось рукотворное мастерство. Реализация программы кружка при Доме детского творчества создаёт благоприятные условия для приобщения детей к истокам народного творчества на начальном этапе в младшем школьном возрасте

Кружок «Сувенир» привлекает детей возможностью сделать своими руками игрушки-сувениры из бумаги, природного материала, ниток и различных видов ткани.

Большое значение педагог должен придавать общественно полезной работе каждого ребенка. Дети участвуют в оформлении школьных праздников и внеклассных мероприятий, изготовлении карнавальных костюмов ,масок, сувениров для родителей, друзей и учителей.

Желательно, чтобы отдельные работы дети выполняли коллективно. Коллективный труд приносит ребятам большую радость своей слажен-ностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективной работы, осознавали его преимущества. Большое значение коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.

Для декоративно-прикладных и оформительских работ в данном случае взят такой распространённый материал, как бумага, обладающая большими пластическими и изобразительными возможностями. Владение основными приёмами работы с бумагой позволяет использовать её при решении самых различных оформительских задач.

Бумажная пластика в декоративном оформлении используется сравнительно давно .В данной программе впервые сделана попытка построить работу кружка на использовании пластических возможностей листовых материалов : бумаги, картона ,прессшпана, оргалита. В соответствии с возрастными и физиологическими особенностями школьников кружковая работа строится повозрастным группам.

Программа охватывает две возрастные группы учащихся –младшую, среднюю.

Цели:

  • Научить детей младшего школьного возраста самостоятельно выполнять изделия по несложным чертежам ,простым и сложным шаблонам из различных материалов.

  • Формировать у младших школьников практические трудовые навыки, творческую активность, воспитание художественного вкуса;

  • Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;

  • Воспитывать способность мыслить, сочинять ,создавать, необычные, оригинальные произведения декоративно –прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;

  • Прививать интерес к творческому конструированию из бумаги и природного материала ,а также побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества.

Работа по программе "СУВЕНИР" предполагает решение следующих основных задач:

  • раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства(предметов быта, художественной среды)в жизни общества;

  • привитие любви к традиционному народному искусству;

  • помощь в формировании представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта;

  • усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор вариация ,импровизация);

  • овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно-прикладного искусства;

  • развитие художественно-творческих способностей детей: конструктивного и образного мышления, коммуникативных качеств;

  • обучение навыкам и приёмам в работе с материалам ( лепка ,коллаж, аппликация, вышивка ,плетение и т.д.)

На 1-м году занятий основное внимание уделяется декоративной композиции , а также пластической разработке изобразительных форм и элементов Дети знакомятся с образцами декоративно-прикладного искусства в различных сферах народного творчества : в украшении посуды, домашней утвари, в деревянном зодчестве .В начальный период занятий важное значение придаётся основам пластической разработки бумаги и созданию несложных ,но достаточно выразительных форм, бордюров и розеток из гофрировок.

Знать:
  • технологии обработки бумаги для Зооконструктора,

  • технологию обработки ниток для игрушек ,

  • технологию обработки природного материала,

  • элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия, асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные, глубинно-пространственные композиции из природных материалов , аппликация)

  • технологию изготовления теста для поделок из тестопластики.

Уметь:

  • выполнять основные приёмы сгибов бумаги и закрепления деталей Зооконструктора,

  • выполнять разметку по шаблону и по линейке,

  • выполнять развертку геометрических тел,

  • выполнять основные приёмы складывания ниток для игрушек шарообразной и вытянутой формы,

  • выполнять объёмную аппликацию из тестопластики,

  • выполнять художественную композицию из разных материалов (бумаги, пластилина и природных материалов)

  • выполнять коллажи из природных материалов и коллективные панно.

На 2-м году занятий закрепляются технические навыки формовки бумажной полосы и листа. Делаются первые попытки в создании самостоятельных пластических композиций и игровых фигур из бумаги. Уже первые практические навыки, полученные в кружке, могут быть использованы во внеклассной работе :оформление стенгазет, тематических уголков ,альбомов и декоративных заставок .

Знать :

  • основные технологические приёмы техники "Оригами"

  • технологию разметки бумаги для рисунка в технике "Изонить"

  • основные приемы плетения из ниток,

  • основные приемы плетения проволоки ( 1,2, 3,4,5, и 6-ти кусков проволоки) и ткани.

  • технологию обработки перьев и сухих листьев.

Уметь:

  • выполнять основные этапы складывания (карман, капюшон, гофрирование ,лапы хвост ,клюв)

  • выполнять основные приёмы складывания цветов (трехлепесковых, четырёх и пяти )

  • выполнять объёмную композицию ,используя различные приёмы складывания

  • умело сочетать в объёмной композиции перья, сухоцветы и сухие листья

  • основные приемы выполнения стежков в "Изонити"(8-миугольник и 5-тиугольник)

  • выполнять основные приемы плетения из проволоки

  • выполнять контурные и каркасные игрушки из проволоки.

Прогнозируемые результаты

К концу второго года обучения ребята должны умело оперировать всеми технологическими приёмами в использовании различных материалов для

своих творческих работ. Выполнить по одной зачетной работе из различных материалов ,располагая самостоятельно предметы-персонажи в композиции

с учетом цветом гаммы и сюжетного замысла.

Формы и методы обучения

Основу обучения составляет метод - тематических знаний, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народные

образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образов для детских работ не ограничивается одним видом народного промысла (керамика, вязание ,вышивка ,плетение из соломки, работа с природным материалом, роспись по дереву).Детям даётся представление об ансамблевости художественных изделий - их гармоничном сочетании с окружающей средой.

Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются:

  • применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд;

  • совместные занятия с родителями;

  • проведение экскурсий;

  • посещение выставок народного и декоративного творчества.

Учебно–тематическое планирование 1-го обучения

п./п.

Наименование темы

Всего

Количество часов

1

2

3

теория

практика

4

5

Раздел 1. Художественное конструирование из бумаги.

19

1

Из истории русской игрушки. ТБ с колющими и режущими предметами

2

1

1

2

Работа с бумагой. Общие сведения о бумаги.

2

2

3

Игрушки из бумаги. Зооконструктор. Крокодил.

3

1

2

4

Бегемот

3

1

2

5

Коробка, куб, пирамида-изготовление подарочной коробки

9

1

8

Раздел 2.Работа с нитками, проволокой и сутажом

21

1

Вводное занятие, общие сведения

( х/ б ,шерстяные, шелковые нитки),сутаже, проволоки. ТБ работы с ними

2

1

1

2

Игрушка-сувенир «Цыплёнок Маша».

3

1

2

3

Утенок «ГОША»

3

1

2

4

Подарок своими руками -прихватка «Яблоко»

3

1

2

5

Книжная закладка в технике изонить

6

1

5

6

«Бабочка»-салфетка

4

1

3

Раздел 3 Тестопластика.

12

1

Панно « Земляничка »

4

1

3

2

Картина« Дары природы»

4

1

3

3

Панно «Усатый-полосытый»

4

1

3

Раздел 4.Конструирование из природного материала

20

1

Лесовичок (шишки)

3

1

2

2

Лебедь (яичная скорлупа)

3

1

2

3

Рыбка (яичная скорлупа)

4

1

2

4

Муравей

3

1

2

5

Панно "Цветы" из птичьих перьев

4

1

3

6

Книжная закладка из перьев

3

1

2

Всего

72

21

51

Тематическое планирование 2-й год обучения

п./п

Название темы

Всего

Количество часов

Теория

Практика.

1

2

3

4

5

1

Раздел 1.Конструирование из бумаги. Оригами.

60

Вводное занятие. ТБ с колющими и режущими предметами

4

4

2

Общие сведения о бумаге. История оригами.

4

4

3

Слонёнок и слониха

16

2

14

4

Пеликан

8

1

7

5

Цветы (лилия, амариллис, стрелеция, ирис)

16

2

14

6

Композиция "Солнце"

12

1

11

Раздел 2.Конструирование из природного материала

44

1

Книжная закладка из перьев птиц

4

4

2

Панно" Цветочные мотивы"

8

1

7

3

Поздравительная открытка из перьев

8

1

7

4

Панно "Осенняя сказка"

8

1

7

5

Панно "Лесная миниатюра"

8

1

7

6

Панно из сухих листьев и сухоцветов

8

1

7

Раздел 3.Работа и нитками, тканью проволокой

40

1

Подарок своими руками (шкатулка в технике "изонить")

10

1

9

2

Книжная закладка (в технике "изонить")

6

1

5

3

Рамка для фото (в технике "изонить")

6

1

5

4

Открытка (в технике "изонить")

6

1

5

5

Игрушка–сувенир "Осминожка"

12

1

11

Всего

144

25

119

Содержание программы

« СУВЕНИР » для 1-го года обучения

Вводное занятие. Запись уч-ся в группы ,знакомство .Демонстрация изделий из бумаги, ниток, проволоки ,картона и природного материала. Рассказ о работе кружка. Составление расписания, ознакомление учащихся с планами на учебный год. Рассказ о работе кружка.

Тема 1.Из истории русской игрушки. ТБ с колющими и режущими предметами. Знакомство с русской игрушкой. Дать понятие об эстетической ценности русской игрушки, исторические сведения о старинном значении игрушки в быту людей . Демонстрация готовых игрушек.

Тема 2. Работа с бумагой. Общие сведения о бумаге. Познакомить ребят с видами бумаги (газетная, писчая, почтовая, промокательная, пергаментная, крашенная цветная, глянцевая, теснённая, репсовая).

Тема 3. Игрушки из бумаги. Зооконструктор. Познакомить ребят с основными элементами зооконструктора, которые необходимы для создания множества изображений животных и птиц, насекомых. Практическая работа приобретение навыков в изготовлении элементов ззоконструктора. Правила изготовления шаблонов на цветном картоне или плотной бумаге.

Тема 4. Игрушка-крокодил (Зооконструктор). Познакомить уч-ся с тремя основными элементами изготовления: голова, туловище, хвост из плотной бумаги. Практическая работа: изготовить при помощи 3-х шаблонов: туловище, хвост, голову. Отдельно склеить детали, раскрасить, собрать вместе.

Тема 5. «Игрушка Бегемот» (Зооконструктор). Ознакомить с изготовлением основных шаблонов деталей бегемота. Практическая работа :отработка навыков по изготовлению шаблонов. Заготовку предварительно согнуть ,вставить зубы в маленькие прорези головы, туловище собрать при помощи прорезного «замочка».Собрать все детали. Раскрасить заготовку или украсить аппликацией.

Тема 6. Изготовление подарочной коробки-куба, пирамиды. Ознакомить уч-ся с техникой изготовления шаблона коробки – куба, пирамиды. Знакомство с разверткой элемента куба ,пирамиды. Практическая работа : выполнить 10 пошаговых операций для изготовления коробки- куба, пирамиды. После чего заготовки склеиваются внутри элементов. Готовые элементы собираются в коробку- куб, пирамиду.

Раздел 2.Работа с нитками, ткань, проволокой и сутажом.

Тема 1.Вводное занятие. Общие сведения о нитках. ТБ с колющими и режущими предметами. Практическая работа : научить различать нитки по структуре и составу. Демонстрация готовых изделий из различных видов ниток, сутажа, проволоки.

Тема 2 . Игрушка–сувенир из шерстяных, акриловых ниток "Цыплёнок Маша". Ознакомить ребят с техникой изготовления помпонов (малого ,большого) и изготовлением шаблонов для помпонов. Практическая работа: изготовить малый, большой помпон из шерстяных ниток, по шаблонам вырезать из цветного картона клюв, гребешок, крылья, лапки. Собрать игрушку, оформить глаза.

Тема 3 . Игрушка–сувенир из шерстяных, акриловых ниток "Утенок Гоша". Отработка техники изготовления помпонов из шерстяных ниток. Практическая работа: изготовить 2 помпона из белых шерстяных ниток, соединять их, вырезать лапки и клюв. Оформить игрушку ,используя птичьи перья.

Тема 4. Подарок своими руками. Прихватка "Яблоко". Ознакомить детей с техникой раскроя ткани и обработкой края изделия швом "козлик". Практическая работа: раскроить ткань по шаблону, обработать край изделия, оформить бисером.

Тема 5. Книжная закладка. Изонить. Ознакомить ребят с основными тремя элементами изонити : 6-конечная ,5-конечная ,треугольник. Практическая работа: выполнить книжную закладку из цветных катушечных ниток и цветного картона.Закрепления навыков выполнения 3-х основных элементов.изонити в различных сочетаниях.

Тема 6.Салфетка – подставка "Бабочка". Ознакомить детей с техникой изготовления подставки "Бабочки". Закрепление навыков раскроя ткани и обработки края изделия. Практическая работа: раскроить 2 детали по шаблону, обработать края изделия и сшить вместе .Оформить лицевую сторону бабочки. Закрепить навыки работы иголкой. Обратить внимание на способы обмётки и заделки края ткани, соединения деталей.

Раздел 3.Тестопластика.

Тема 1.Панно "Земляничка". Ознакомить ребят с техникой тестопластики .Лепка из теста по типу "фигурные пряники" ягод земляники и лепка верёвочным способом стеблей и листьев растений Сушка изделия на картоне и роспись гуашью. Практическая работа: отработка навыков изготовления сюжетной композиции из тестопластики. Освоение приёмов лепки изделий простых форм: подготовка теста, лепка простых геометрических форм(круг ,окружность, квадрат, колесиком),формовка полных изделий из целого куска и ленточный - верёвочный техникой.

Тема 2.Панно "Дары природы". Закрепление навыков изготовления сюжетной композиции из тестопластики. Практическая работа: закрепление приёмов изготовления ягод, фруктов, грибов.

Тема 3.Панно "Усатый –полосатый". Выполнение фигурки кота верёвочным способом. Практическая работа: закрепление навыков работы ленточным способом в технике "тестопластика".

Раздел 4.Конструирование из природного материала

Тема 1. Лесовичок (шишки). Ознакомить ребят с техникой изготовления игрушки из шишек. Проявить фантазию и выдумку Демонстрация готовой работы. Практическая работа: изготовить руки, ноги из сухих веточек, отработка навыков работы с шишками и способа их соединения.(глина или пластеин, быстросохнущий клей).

Тема 2. Лебедь (яичная скорлупа). Ознакомить ребят с техникой изготовления игрушки из яичной скорлупы, подготовкой её к работе. Используется пустое яйцо. Работать нужно очень осторожно. Практическая работа: изготовить из цветной бумаги по шаблонам: глаза, клюв, крылья. Шея лепится из пластилина. Детали крепятся с помощью клея ПВА. Готовую поделку раскрасить гуашью.

Тема 3. Рыбка. Ознакомить ребят с техникой изготовления рыбки из яичной скорлупы. Практическая работа: закрепить навыки работы с яичной скорлупой, работу по шаблонам, окраску яичной скорлупы гуашью.

Тема 4. Муравей. Ознакомить с техникой соединения желудей. Практическая работа: закрепить навыки работы с природным материалом. Детали крепятся с помощью ПВА лапки изготовить из медной проволоки.

Тема 5-6. Панно «Цветы» и книжная закладка из птичьих перьев. Ознакомить с техникой обработки и наклеивания птичьих перьев на цветной кортом в сюжетной композиции и геометрическом орнаменте. Практическая работа: закрепить навыки работы с птичьими перьями, их окраски.

Содержание программы "Сувенир" для второго года обучения

Раздел 1.Конструирование из бумаги. Оригами

Вводное занятие. ТБ с колющими и режущими предметами Работа с бумагой в технике оригами.

Тема 1.Общие сведения о бумаге. История оригами.

Ознакомить ребят с японским искусством складывания бумаги, созданием различных фигурок и декоративных композиций. Рассказать об истории возникновения оригами в Японии. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа: отработка основных приёмов складывания бумаги в технике оригами (карман, капюшон, гофрирование, лапы хвост, клюв).

Тема 2.Слониха и слонёнок. Ознакомить ребят с техникой складывания слона, изучить 10 основных приёмов складывания. В работе использовать писчую бумагу. Практическая работа: отрабатывать основные приёмы складывания слона .Готовые изделия покрасить гуашью ,наклеить на картонный лист, оформить композицию .

Тема 3.Пеликан. Ознакомить ребят с 17 приёмами складывания пеликана. Практическая работа: закрепление навыков складывания основных приёмов оригами. Готовую игрушку раскрасить гуашью, можно использовать для объёмной аппликации.

Тема 4. Цветы оригами.(ирис, амариллис, стрелеция, лилия). Ознакомить ребят с техникой складывания цветов.

Практическая работа: отработка основных приемов складывания различных цветов, оформление готовых цветов, раскраска гуашью и установка их на стебельки.

Тема 5. Композиция "Солнце". Ознакомить ребят с техникой складывания журавлика, сосны и солнца. Использовать для журавлика- квадрат 110 мм (1 шт.), сосны –60 мм (5 шт.) .Фоном для композиции служит солнце, которое приклеивается на белый картон . Практическая работа: изготовить 2 фигурки журавликов, 5-сосен, вырезать круг для солнца диаметром 10 см.

Закрепление приемов складывания. Оформить объёмную композицию, птиц раскрасить гуашью.

Раздел 2.Конструирование из природного материала

Основа для работы - птичьи перья и сухоцветы, белый картон или цветной. Сочетание по цвету природного материала и фона. Осторожность при работе с засушенными листьями, цветами., семенами Минимальное использование ножниц ,чтобы не разрушить природную форму растений. Предварительная подготовка необходимого материала. Практическая работа: выбор изделия и материала. Последовательность его изготовления. Обучение соединению деталей и других материалов .Знакомство с конструктивными элементами :шар, овал, цилиндр. Самостоятельное расположение предметов-персонажей в композициях с учетом цветовой гаммы, сюжетного замысла.

Раздел 3.Работа с нитками ,проволокой, тканью и сутажом. Общие сведения о разновидностях сутажа .ниток ,проволоки и ткани .Историческая справка. Просмотр готовых образцов Практическая работа: правила ТБ с колющими и режущими предметами. Правила положения рук во время работы. Рекомендации по использованию материалов. Техника выполнения изонити .Выбор образца, подбор нитей по цвету. Выполнение образцов. Закрепление пройденного материала. Оформление изделий. Просмотр и анализ готовых изделий

Используемая литература

Для преподавателя

1. Боброва З.А. Художественное творчество детей .-Нач .шк. ,1976 ,№ 3

2..Выгонов .Трудовое обучение .Поделки, модели, игрушки .М.: «Первое сентября»- 2002

3. В.В.Выгонов. Изделия из бумаги. М.: Изд. Дом МСП-2001

4.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей /Составитель А.М. Гусакова. -М.: Просвещение ,1981.

5. Искусство стран и народов мира .Краткая художественная энциклопедия .М.,1971 ,т.3.

6. Каштанова Т.Я. Аппликация из бересты и пластилина. -Нач. шк. ,1972 ,№6

7.А .Парамонова .Теория и методика творческого конструирования. М.: 2000

8.М.К.Прете ,А. Капольдо. Творчество и выражение.М.:1981

9.Стороженко Л.Н.Букеты из засушенных цветов .Начальная школа,1978,№8

10. Филенко Ф.П.Поделки из природных материалов. Пособие для учителя начальных классов по внеклассной работе М.,1976

Для детей

  1. Гридиева Л.А. Игрушки-сувениры на уроках труда.-Начальная школа 1987 ,№1

  2. Э.Г. Гульянц , И.Я. Базик. Что можно сделать из природных материалов .М.: 1984

  3. В.В.Выгонов. Изделия из бумаги. М.: Изд. Дом МСП-2001

  4. Н.Н.Конышева. Наш рукотворный мир .М.: 2000

  5. Основы художественного ремесла. / Под редакцией В.А.Барадулина.М.:1979

10



Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obrazovatelnaya-programma-kruzhka-suvenir.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Кружок «Креативное рукоделие». Воспитателям детских садов. - Маам. ру Как нарисовать крышу поэтапно

Название кружка поделок Программа кружка «Страна Рукоделия» художественно-эстетической
Название кружка поделок Рабочая программа на тему: Образовательная программа Кружка
Название кружка поделок Ответы Люди, помогите придумать оригинальное и лаконичное
Название кружка поделок Название кружка поделок Поделки к Новому Году 2017
Название кружка поделок Образовательная программа кружка "Сувенир"
Название кружка поделок Программа кружка "Оригинальные поделки"
Кружок поделок своими руками Мегаобучалка Программа кружка Выкройки курток от Burda скачать выкройки на Вязаный змей горыныч - Самое интересное в блогах - LiveInternet Драконы, динозавры Записи в рубрике Драконы, динозавры Змей Горыныч Вязаные игрушки. Амигуруми всех стран Змей горыныч (игрушка крючком игрушки крючком змейка - бэби. ру)

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ